Печать
                                                                                                            Мякушкин Д.Е.
Социально-психологические аспекты
процесса обучения и развития группы  кадрового резерва         

Кадровый резерв включает в себя группу специалистов, отобранных с использованием комплексных оценочных процедур, прошедших целевую подготовку и обладающих способностями к управленческой деятельности[5,6,7]. Создание  кадрового резерва и формирование руководящего состава на уровне среднего звена, способного решать как производственные, так и управленческие задачиодна из важнейших функций кадровой политики, от качества реализации которой зависит будущий управленческий потенциал организации. Сам процесс формирования управленческого состава является основой дальнейшего развития организации и одним из условий достижения поставленных перед ней задач.

            Еще одна область формирования социально-психологической  и управленческой компетентности будущих руководителей - осмысление результатов стажировок, проводимых под руководством психолога групповым образом с обсуждением полученного опыта и динамики собственных состояний в процессе выполнения новых для участников группы  управленческих функций. Цель стажировок - получение комплексного представления об особенностях     работы  предприятия в целом,  ознакомление с  особенностями  деятельности, производственными отношениями, проблемами  и возможностями  различных подразделений  (отделов, цехов,   участков). Кроме того, у кандидатов на руководящие должности появляются условия для знакомства с разными  трудовыми коллективами, возможность уяснить систему взаимосвязи подразделений в рамках  деятельности  всего предприятия, происходит освоение первичных навыков практической  деятельности и управленческого общения на разных уровнях управления в организации. Постоянный обмен опытом и осмысление возникающих в ходе стажировок проблемных ситуаций в группе будет, несомненно,  полезной процедурой, позволяющей  расширить представления участников о специфике  управленческой деятельности, а так же  своей роли и личностных ресурсах в процессе ее освоения и реализации.

            Весьма полезны при подготовке  резерва  тренинги на сплочение и командообразование, создающие условия для повышения эффективности работы  и возможность  использовать потенциал  группы для  развития каждого  ее члена. И помимо участия кандидатов в групповых процессах, необходимо включать их в систему индивидуальной работы с психологом предприятия.

            Сочетание в рамках одной комплексной программы подготовки резерва традиционных подходов к обучению  как системы передачи знаний  и  социально-психологической  программы подготовки  как системы развития  и формирования управленческой позиции будущих руководителей позволяет осуществлять  процесс формирования управленческого потенциала организации в максимальной степени эффективно.    

Литература
1.  Абрамова В.Н., Белихов В.В., Бельская Е.Г. Психологические методы работы с кадрами на АФС. – М.: Энергоатомиздат, 1988.
2.   Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. – М.: ГАУ, 1996.
3.   Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров. // Вестник СПб университета, 1995, сер. 6, вып. 2.
4.  Управление персоналом в организации. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1977.
5.  Управление персоналом. / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: ЮНИТИ, 1998.
6.  Шекшня Е.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.
7.  Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма-Инфра, 1998. 
         В любой организации есть работники, обладающие потенциальной готовностью к эффективной управленческой деятельности, но в силу ряда причин не использующие этот потенциал. Выявление и подготовка таких работников, а также   предоставление им условий  для реализации себя на разных уровнях управленческой иерархии является  значимой, но трудно выполнимой задачей. В то же время эффективность управленческой деятельности основывается не только и не столько на профессиональных знаниях, умениях и навыках, но и на готовности и способности применять эти знания, умения и навыки в быстро меняющейся ситуации. Поэтому особое значение должно предаваться разработке комплексных обучающих и развивающих программ, приводящих к формированию управленческой позиции будущих руководителей и обретению ими необходимого опыта. По сути, речь идет о разработке, планировании и реализации длительной социально-психологической программы адаптации будущих руководителей к новой  для них должности и роли в организации. Программа адаптации молодых руководителей в группе резерва – сложный комплексный процесс, который невозможно осуществить без наличия соответствующих подходов, методов и технологий и на сегодняшний день на практике применяется несколько моделей подготовки руководящих кадров.  Однако о многих публикациях, посвященных исследованию этого вопроса, процесс  подготовки резерва  рассматривается по содержанию как система передачи  знаний, необходимых для эффективной деятельности  руководителей [2,4,7].   В соответствии с таким подходом к организации системы подготовки резерва   кадровые службы предприятий формируют расширенные обучающие программы и разрабатывают графики стажировок для будущих руководителей, пополняя их багаж знаний и опыт в различных областях управленческой деятельности. В то же время не уделяется внимание вопросу социально-психологической подготовки кандидатов и  порой в программу обучения включается лишь незначительное   количество часов тренинговых занятий, не представляющих собой систему обретения и развития управленческих навыков и не способных в предлагаемом формате сформировать управленческую позицию у будущих руководителей. Кроме того, индивидуальная работа психолога с членами группы резерва  практически не  осуществляется, а результаты стажировок на различных уровнях управленческой  иерархии не выступают предметом групповых обсуждений с глубокой рефлексией и осмыслением приобретенного управленческого опыта.  Для многих специалистов, прошедших обучение в группе резерва серьезной проблемой становится сам факт изменения их статуса в организации и необходимость выстраивать  иное  по качеству взаимодействие с бывшими коллегами по работе. Поэтому еще до вступления в должность необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления и производственных отношений, сформировав готовность кандидатов взять на себя новую роль и новый уровень ответственности [1,3,5].  И без проведения системной социально-психологической подготовки группы резерва, содержащей  в себе целый ряд составляющих, вряд ли можно ожидать быстрого и максимальной степени эффективного включения  молодых руководителей в новый для них вид деятельности.
          Одно из направлений работы с группой резерва - разработка и проведение под руководством опытного психолога программы взаимосвязанных между собой тренингов, имеющих целью формирование управленческой позиции у слушателей, выработку умений и навыков, необходимых для эффективной  управленческой деятельности и получение опыта организационно-личностного взаимодействия в   группе. Возможными направлениями для разработки тренингов могут являться руководство и лидерство в организации, управленческое общение и навыки ведения переговоров, управление конфликтами, делегирование полномочий, технологии формирования команды, технологии принятия решений, модель эффективного управления, тайм-менеджмент и т.д. Форма контроля по результатам  развития – заключение психолога о динамике и степени  выраженности у каждого участника группы  значимых для эффективной управленческой деятельности  качеств.