Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Библиотека Психология развития Оценочные явления личностного уровня как фактор саморегуляции

Поиск

Печать

Гудкова Е.В.

 

Оценочные явления личностного уровня как фактор саморегуляции

 

Материалы IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием «Психолого-педагогическая наука современному образованию» http:// psyinfo.ru /ru/ conference /internet/ doc.php? d =213, 2005 г.

 

Человек взаимодействует с миром предметов и с другими людьми, познает связи и отношения между явлениями, преломляет новые знания об объектах сквозь призму своих ожиданий, идеальных представлений и потребностей. Так, в процессе отражения объективных ценностно-потребностных отношений формируются субъективные отношения, или оценки.

Оценочная функция реализуется особым системным образованием в структуре психики, состоящим из оценочных явлений, различных по своей природе и степени обобщенности: процессов оценивания, интегрально-устойчивых оценочных образований и оценок и отношений, выражающихся в свойствах личности.

Система оценочных явлений не только осуществляет функцию отражения, но и обеспечивает регуляцию поведения и деятельности человека [1, 2].

Особую роль здесь играют оценочные явления личностного уровня. К этому уровню относятся свойства личности, отражающие систему ее отношений, как к себе, так и к отдельным сторонам окружающего мира.

В психологической литературе широко представлены исследования, посвященные как свойствам личности, относящимся к «внутреннеориентированным» (направленным на себя) оценкам личностного уровня, таким как самооценка, самоуважение, самопринятие, так и свойствам личности, отражающим отношение человека к различным частям внешнего мира, таким как доброта, любовь к людям, аккуратность, бережливость, трудолюбие и т.д. Наряду с перечисленными свойствами личности, отражающими частные аспекты отношений, Н.А. Батурин выделяет два наиболее обобщенных вида оценочных явлений: Глобальное отношение личности к себе и Глобальное отношение личности к Миру вообще. Впервые они были выделены в большей степени как гипотетические конструкты, отражающие позитивно-негативную асимметрию в отношении к себе и к Миру, но проведенные нами исследования доказали существование этих особенностей личности [3, 4, 5].

Глобальные отношения – это относительно устойчивые, сложные аффективно-когнитивные оценочные образования, имеющие корни в потребностно-мотивационной сфере и проявляющиеся во взаимодействии человека с обществом. Глобальное отношение человека к себе формируется на основе базовой потребности личности в любви и принятии и проявляется в таких социально значимых качествах как уверенность в себе, активность, застенчивость. Глобальное отношение к Миру формируется на основе потребности в безопасности и доверии к Миру и проявляется в таких свойствах личности как оптимизм и пессимизм [1].

Таким образом, участие Глобальных отношений в процессе саморегуляции может проявляться по-разному: оказывать влияние на характер активности в целом или на функционирование отдельных звеньев саморегуляции, например, целеполагания.

 

Глобальные отношения личности к себе и к миру

и характер активности.

Одно из наших исследований было посвящено выявлению связи между характером активности и Глобальными отношениями личности к себе и к миру [6]. Изучались Глобальные отношения личности к себе и к миру в трех группах учащихся старшего звена средней школы. Для этой цели использовались методики «Глобальный дифференциал Я» и «Глобальный дифференциал Мир» (Е.В. Гудкова). В первую группу были включены учащиеся, проявляющие надситуативную активность, во вторую группу вошли учащиеся, проявляющие адаптивную активность (характер активности предварительно диагностировался с помощью методики «Выбор пословиц» (Н.В. Маркина)).

Сравнительный анализ Глобальных отношений личности к себе и к миру в группах испытуемых позволил выявить следующие закономерности:

1. Показатель Глобального отношения к себе у старшеклассников 1-й группы, значимо выше, чем у старшеклассников 2-й группы (р=0,05). То есть, учащиеся с надситуативным характером активности оценивают себя значительно выше, чем учащиеся с адаптивным характером активности.

2. Показатель аффективного компонента Глобального отношения к себе у учащихся 1-й группы значимо выше, чем у старшеклассников 2-й группы (р=0,01).. Это значит, что отношение к себе у учащихся, проявляющих надситуативную активность, характеризуется позитивными эмоциональными переживаниями в большей степени, чем у учащихся, проявляющих адаптивную активность. У последних эмоциональные переживания в отношении себя более нейтральны.

3. Показатель аффективного компонента Глобального отношения к миру у испытуемых 1-й группы значимо выше, чем у испытуемых 2-й группы (р=0,05). Можно сказать, что испытуемые, проявляющие надситуативную активность, чувствуют больший комфорт и доверие к окружающему миру по сравнению с учащимися, проявляющими адаптивную активность.

Таким образом, дети, характеризующиеся позитивным отношением к себе и воспринимающие окружающий мир как место комфортное и благоприятное, в большей степени способны выходить за пределы «внешней целесообразности», создавать конструктивную альтернативу в ситуации выбора, обладают большей креативностью. Их поведение в большей степени самодетерминировано и в меньшей степени зависит от внешних факторов.

 

Глобальные отношения к себе и к миру

и особенности целеполагания личности.

Под саморегуляцией в психологии понимается процесс организации и управления своей внешней и внутренней активностью личности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова). Этот процесс включает в себя ряд функциональных звеньев: принятие субъектом цели деятельности, формирование субъективной модели значимых условий, построение программы исполнительских действий, выработка системы субъективных критериев достижения цели, контроль и оценка реальных результатов, принятие решения о коррекции системы саморегулирования.

Постановка цели во многом осуществляется исходя из особенностей мотивации и определяется уровнем притязания.

Сформировав 4 группы испытуемых (студентов 1-2 курса) с различным сочетанием Глобальных отношений к себе и к миру, мы исследовали особенности их мотивации и уровень притязания. Глобальные отношения изучались с помощью методик «Глобальный дифференциал Я» и «Глобальный дифференциал Мир» (Е.В. Гудкова). Особенности мотивации изучались с помощью проективной методики ТАТ (Х. Хекхаузен). Уровень притязания исследовался с помощью модифицированного варианта методики «Кубики Коса» (Н.А. Батурин).

В ходе исследования были получены следующие результаты.

1. Студенты с позитивным отношением к себе и позитивным отношением к миру в целом проявляют меньшую мотивацию достижения и избегания по сравнению с остальными группами испытуемых. У них слабо выражена потребность доказывать себе и другим свою состоятельность и стремление обезопасить себя от возможных неудач.

2. Студенты с негативным отношением себе и позитивным отношением к миру показали явное преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания. По сравнению с испытуемыми других групп этот показатель значимо выше (р=0,01). Они проявляют большую активность в деятельности направленной на достижение и терпимо относятся к неудачам.

3. Студенты с позитивным отношением к себе и негативным отношением к миру характеризуются выраженной мотивацией как к достижению, так и к избеганию, общее количество категорий мотивации у них значительно выше, чем в других группах (р=0,01). Представители этой группы активно стремятся к достижению социально значимых целей, в большей степени склонны радоваться достижениям, опасаются неудач и предпринимают активные действия по их предотвращению.

4. Студенты с негативным отношением к себе и к миру характеризуются явным преобладанием мотивации избегания, над мотивацией достижения. По сравнению с другими группами здесь показатель мотивации избегания значительно выше (р=0,05). Их активность во многом направлена на избегание неуспеха, они много рассуждают о возможных неприятностях и болезненно переживают неудачи.

5. Уровень притязания значительно выше у студентов с позитивным отношением к себе (р=0,05), при этом не важно, как они относятся к окружающему миру.

6. Студенты с позитивным отношением к себе и негативным отношением к миру показали наиболее реалистичный уровень притязаний по сравнению с другими группами испытуемых (р=0,01).

Таким образом, оценочные образования личностного уровня активно влияют на процесс саморегуляции уже на этапе инициации деятельности. Позитивные Глобальные отношения к себе и к миру позволяют личности не ориентироваться на социально одобряемые достижения и более терпимо относиться к ситуации неуспеха. Мы предполагаем также, что они делают человека более свободным в выборе конкретных действий, создают базу для надситуативной активности.

Целенаправленное формирование и изменение оценок – ключ к достижению человеком более комфортного состояния и реализации наиболее конструктивных форм поведения. Эта идея довольно успешно используется в когнитивной и рационально-эмотивной терапии. Однако техники оспаривания и переформулирования иррациональных суждений позволяют изменять оценки, относящиеся к процессуальному и интегрально-устойчивому уровням. Обращение же в рамках данной психологической парадигмы к оценочным образованиям личностного уровня крайне затруднительно и малоэффективно (А. Бек, А. Эллис и др.). В связи с этим, понимание механизмов и закономерностей формирования оценочных образований личностного уровня представляется нам заслуживающим внимания.

 

Литература

1. Батурин Н.А. Оценочная функция психики. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997.

2. Батурин Н.А., Гудкова Е.В. Экспериментальный анализ оценочных явлений личностного уровня //Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. - Том 1. С. 80-97.

3. Батурин Н.А., Гудкова Е.В. Методы изучения глобального отношения как свойства личности // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – С. 68-85.

4. Гудкова Е.В. Проблемы изучения глобального отношения личности к себе и к Миру // Психология в меняющемся мире: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции,25-26 апреля 2001 года. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. С. 44-46.

5. Гудкова Е.В. Глобальное отношение к себе и Миру: природа и структура. // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2003. – 95-101.

6. Молофеева А.В. Особенности «образа мира» у старшеклассников научного общества учащихся с различными типами активности. – Челябинск, 2005.

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100