Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Партнеры Становление профессионального самосознания клинического психолога

Поиск

Печать

Л.Г.Матвеева

 

Становление профессионального самосознания клинического психолога

 

Инструментом деятельности психолога (в том числе и клинического психолога), с помощью которого он реализует свои профессиональные функции, является его личность. Личностные особенности субъекта деятельности являются, с одной стороны, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой – в более полной мере определяющими индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности профессионала.

К сожалению, в существующей литературе практически отсутствует описание целостного образа клинического психолога (как впрочем, и образов психологов других конкретных специализаций). Существующие исследования в лучшем случае затрагивают лишь отдельные сферы деятельности клинического психолога (диагностику, консультирование, неврачебную психотерапию, психокоррекцию и т.д.), часто не проводя границ между психологом и специалистами смежных специальностей (например, врачами-психотерапевтами). В процессе же профессиональной подготовки конечный образ, модель личности, к которой стремится система образования, является одним из важных условий обеспечения качества этой подготовки. Не секрет, что не все специалисты, получившие соответствующее образование, могут и готовы работать по специальности.

Поэтому одной из важных задач, на наш взгляд, является необходимость систематизации существующих исследований практической деятельности клинического психолога и, как встречный процесс, создание эмпирической модели личности специалиста. Данная логика исследования позволит нам ответить на вопросы, как формируется личность эффективного специалиста, каким образом и в какой степени мы можем управлять этим процессом или его поддерживать.

Существует несколько подходов к решению проблемы формирования личности эффективного специалиста в профессиональной психологической деятельности.

Авторы, представляющие первый подход предлагают в качестве необходимых условий эффективности специалиста рассматривать наличие профессионально-важных личностных качеств (ПВК).

Понятия «профессиограмма» и, в более узком смысле, – «психограмма» включают в себя описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста. В области оказания психологических услуг проблема профессиографии недостаточно разработана, отсутствует ее четкая формализация и структурирование. Это приводит к недостаткам методик профессионального отбора и невозможности точной оценки эффективности работы специалистов-психологов. Более того, существовавшие до последнего времени описания профессиограмм не соответствуют сегодняшнему содержанию деятельности и требованиям о наличии необходимых психологических качеств.

В зарубежной психологии и психотерапии описанию моделей личности психолога уделяется значительно больше внимания. При этом отсутствует четкое разделение между различными категориями специалистов. Понятия «психолог», «консультант», «клинический психолог», «психотерапевт» во многих теоретических системах употребляются как синонимы. В большей степени речь идет о «специалисте, работающем с клиентом».

Авторы различных психотерапевтических концепций (А. Адлер, К. Витакер, Р. Мэй, В. Сатир, Дж. Л. Морено и др.) выделяют и подробно рассматривают определенные качества личности терапевта, влияющие на эффективность оказания терапевтической помощи. Модели такого рода называются компонентными.

Известный английский психоаналитик М. Balint  говорил о полном забвении того, что психотерапия – это не теоретическое знание, а навыки личности. Основатель психоанализа S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно иметь медицинское образование, а необходимо иметь наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Таким образом, основная техника психологического консультирования – это «я – как инструмент», то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (что вполне соответствует смыслу меткого выражения A. Adler: «техника лечения заложена в Вас»).

На основании анализа ряда проведенных исследований А. Gombs установил, что профессионально успешного психолога-консультанта отличают определенные черты личности. Исследование, проведенное М. Kelly, показало, что различия между «плохими» и «хорошими» психотерапевтами и психоконсультантами можно объяснить специфической организацией их личностной сферы. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие профессионально-важные свойства личности психолога-профориентатора: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Еще в 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США определил перечень качеств личности, необходимых консультанту: доверие к людям; уважение ценностей других личностей; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; осознание профессионального долга. Важность индивидуальных особенностей консультантов наиболее широко изучалась Труаксом и его коллегами. Они исследовали технику роджерианской психотерапии, для которой характерен относительно недирективный подход к процессу консультирования. В результате были получены данные о том, что наиболее эффективными являются психологи-консультанты, способные к правильному пониманию проблем клиента и правильному общению с ними, демонстрирующие при этом возможность сопереживать как чувствам и переживаниям клиента, так и их смыслу и значению. Различные исследования показывают, что при описании преуспевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты, употребляют следующие понятия: открытый, теплый, внимательный, искренний, гибкий, терпимый.

По мнению A. Storr, идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.

Профессиональные портреты «психолога-консультанта» и «психолога-диагноста», полученные Р. Кеттеллом с соавт., приводятся в форме так называемых дискриминантных уравнений эффективности:

«Эффективный психотерапевт»=0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N;

«Эффективный психодиагност»=0,31А+0,78В+0,47N[1];

где: А – фактор «открытый, легкий, общительный»,

В – «с развитым логическим мышлением, сообразительный»,

Н – «смелый или даже дерзкий»,

N – «искушенный, сознательно лояльный, тактичный».

Известным отечественным специалистом в области психологического консультирования Р. Кочюнасом были обобщены и выделены несколько факторов, способных составить стержень модели личности эффективного психолога-консультанта (как специалиста, наиболее близкого к клиническому психологу): аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, постановка реалистичных целей, эмпатия.

Обобщая рассмотренные выше положения и требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант – это, прежде всего, зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта, приближающая  его к специалисту т.н. «клинического» типа, опирающегося в своей практике не только на полученные знания, но и на приобретенный опыт и профессиональную интуицию.

К проблеме ПВК можно подойти и с противоположной стороны – выделяя личностные качества, способствующие возникновению «негативных» эффектов профессиональной деятельности. В настоящее время считается, что именно особенности личности практика обуславливают возникновение, течение и интенсивность таких феноменов, как «синдром психоэмоционального выгорания» и «профессиональная деформация личности».

«Синдром выгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой), деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам) и редукцию профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).

Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

«Профессиональная деформация» – это проявления в личности под влиянием особенностей профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Среди наиболее типичных деформаций, возникающих на этом фоне, можно назвать рост конфликтности и амбиций, нарушения адекватности самооценки, усиление внутренних конфликтов, аутичности, отчужденности. Возможны также проявления психического пресыщения, цинизма, деперсонализации и дереализации, эпатирующие клиентов и близких, интерпретационный ажиотаж, умствование, морализаторство и психологизаторство.

Провоцирующую роль в возникновении деформаций, а также синдрома выгорания, играют обычно неконструктивные установки и наличие некоторых личностных предпосылок. Наиболее отрицательно сказывается влияние слабо развитой рефлексии и низкой эмпатии, неспособность к партнерскому разделению инициативы и ответственности, избыточные авторитарность, ригидность, проявления зависимости, экстернальности и сниженной мотивации к работе.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие необходимые для успешной профессиональной деятельности личностные особенности специалиста, работающего с клиентом: безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей; чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом; пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью); эмоциональная сдержанность и терпимость; поддержание общей культуры поведения; умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения; наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах; проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми; эмоциональная стабильность и объективность; аутентичность; открытость собственному опыту; развитое самопознание; сильная идентичность; толерантность к неопределенности; принятие личной ответственности; стремление к глубине межличностных отношений; постановка реалистичных целей.

В числе нежелательных черт личности профессионала выделяются: авторитарность; пассивность и зависимость; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов; невротическая установка в отношении гонораров за выполненную работу.

Второй подход выделяет в качестве определяющего эффективность деятельности фактор, определяемый как «коммуникативная компетентность». Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, что подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации.

Как и в предыдущем подходе, здесь отсутствует систематизация накопленной информации и четкое разграничение представителей однотипных профессий. Известный отечественный исследователь В.А. Ташлыков, длительное время занимавшийся подготовкой кадров врачей-психотерапевтов и клинических психологов, описал четыре составляющих альтернативные пары психологических типа специалистов в области т.н. «ментальной медицины»: «сопереживающий» и «эмоционально-нейтральный», «директивный» и «недирективный». Различные варианты комбинаций представленных пар качеств могут составлять четыре типа: сопереживающий недирективный, сопереживающий директивный, эмоционально-нейтральный недирективный, эмоционально-нейтральный директивный.

В различных направлениях психотерапии и консультирования выделяются разные требования к коммуникативным особенностям консультанта. Некоторые авторы пытаются выделить и описать всевозможные роли консультанта, используемые им в процессе оказания психологической помощи.

Роль «исповедника», освобождая от тяжести невыговоренных ошибок, тем самым открывает клиентам путь для дальнейшего развития. В роли «иммунолога» специалист развивает потенциал защитных сил организма, необходимый для противостояния всевозможным заболеваниям. «Психолог–связист» отвечает за качество коммуникаций между сторонами взаимодействия. В роли «дипломата» специалист организует разрешение потенциально конфликтных вопросов к обоюдному удовлетворению сообщающихся сторон. «Агроном» печется о своевременном уходе за растущим урожаем, «организатор» диспансерных обследований не допускает развития заболеваний и заботится об их своевременной профилактике. «Педагог» обучает работников использовать присущие им таланты и способности. «Тренер» развивает природные психологические навыки клиентов. «Инструктор» ясно и точно излагает методики применения развивающих упражнений. «Мастер» организационных изобретений выступает в роли гаранта развития качественной производительности труда (что особенно важно, если речь идет о труде интеллектуальном). Кроме того, выделяются еще и роли «службы спасения», в услугах которой люди то и дело нуждаются в связи с теми или иными возникающими жизненными катастрофами, «санитарного врача», вовремя выявляющего и устраняющего опасных возбудителей возможной болезни и т.п. В таком контексте работа психолога понимается как близкая садовничеству, воспитанию и наставничеству в мастерстве. В основе психологической работы лежит так называемая «аксиома благонамеренности». Психолог как интерпретатор пожеланий помогает клиенту научиться формулировать их для себя, а затем доносить свои мысли до сознания других гармонично и ясно.

В исследованиях выделяются также роли, характерные для психотерапевтов: «жилетка» или «сочувствующий друг» или «ведро для душевных помоев». То есть, это человек, который эмпатически настраивается, выслушивает того, кто к нему приходит, сочувствует. Противоположный вариант – «провокатор». Еще одна роль психотерапевта – «администратор внутренних программ клиента». Он ничего не делает, кроме того, что расписывает все внутренние ситуации человека, обозначает имена программ подсознания, то есть он обращает внимание человека на резервы, которые у того имеются. Еще одна роль – «консультант по психологическим теориям». Он «раскладывает клиента по всем имеющимся у него психологическим теориям». Также существует роль «добровольного помощника», который «сочувствует, выслушивает, утешает». Очень опасная для клиента роль психотерапевта – «советчик», особенно «безответственный советчик». Терапевт, находящийся в этой роли, занимается тем, что дает советы, а когда его советы особого воздействия не оказывают, или приводят к нежелательным для клиента результатам, он снимает с себя любую ответственность.

Адекватно говорить об индивидуальном стиле профессиональной деятельности, который, естественно не сводится к ограниченному набору ролей, установок. К тому же стилей столько, сколько специалистов, и нет никакого смысла пытаться их все описать.

П. Ховкинс и Р. Шохет предлагают рассмотреть возможные мотивы «желания посвятить себя помогающей профессии». При исследовании сложной системы мотивов можно столкнуться с «теневой стороной стремления профессионала помогать». Намерение исследовать собственные мотивы, принимаемые и нет, «хорошие» и «плохие», – это «основа основ эффективной работы. Принятие «собственной Тени предотвращает риск превращать других в части себя, которые мы не можем принять», быть раздавленными собственными фантазиями изменить и мир и других, не будучи в состоянии изменить себя. Один из аспектов собственной Тени – желание похвалы, признания, ощущение собственного высшего предназначения помогать, осознание функции носителя истины, помощи. Осознание себя не  носителем, а  проводником, механизмом помощи является единственным способом не стать зависимым от признания, не бежать от обвинения. Наряду со стремлением помогать, исцелять, заботиться, может присутствовать скрытая жажда власти, как стремление окружить себя людьми, находящимися в более бедственном положении, так и возможностью влиять на жизнь людей, быть причиной их позитивных изменений. Другой аспект Тени – это отношение профессионала к своим собственным потребностям, удовлетворяемым профессиональной деятельностью, клиентом, которые находят свое отражение в глубинных мотивах работы. Именно отрицание потребностей может привести к нарушению взаимодействия, благополучия профессионала, снижению эффективности исполняемой им деятельности. Часто в качестве отрицаемой, непринимаемой, неосознаваемой потребности выступает потребность быть нужным, полезным и потребность быть любимым, ценимым, воспринимаемым как хороший человек. Следствием подобной ситуации может стать непринятие обратной связи от супервизора, клиента, от коллег о личностных качествах профессионала, способностях, стилях взаимодействия, которые рассогласуются с имеющимся образом «Я».

Знание себя, собственных мотивов и потребностей помогает профессионалу помогать по-настоящему. Такой профессионал бессознательно не использует других для достижения своих целей и не нагружает их тем, что не выносит в себе.  Наличие позитивной установки к собственной личности является одним из основных критериев психического здоровья, принятых ВОЗ. Еще А.Ф. Лазурский, говоря о проблеме разграничения нормы и патологии, отмечал в качестве основной черты здоровой личности ее альтруистическую направленность.

По мнению Е.Е. Насиновской, альтруизм проявляется в способности слияния блага для себя и для других. Альтруистическое поведение направлено на другого человека и не рассчитано на получение внешнего вознаграждения. Истинный альтруизм детерминирован двумя мотивами: мотивом морального долга и мотивом сочувствия.

Существует точка зрения, что желание исцелять является базовым для всех людей. Так, Г. Сирлз утверждает, что самый сильный врожденный человеческий интерес – интерес к ближнему, который просыпается в самые ранние годы и месяцы жизни. Специалисты помогающих профессий переводят это врожденное желание в смыслообразующий мотив профессиональной деятельности, тогда профессия начинает приобретать личностный смысл.

Известным отечественным психологом, представителем московской школы патопсихологии, Б.С. Братусем разработана шкала личностных смыслов, содержащая пять уровней. В шкале, помимо иерархии личностных смыслов, представлена и интенсивность присвоения каждого из уровней. Каждая личность имеет то или иное число уровней, но в определенных ситуациях в тот или иной момент доминирует один из них:

  • ·почти неличностный (нет личного отношения к выполняемым действиям);
  • ·эгоцентрический (смысловыми устремлениями являются личная выгода, успех, престижность, удобство);
  • ·группоцентрический (главным становится успех группы);
  • ·гуманистический (смысловые устремления общечеловеческой направленности);
  • ·духовный (человек решает свои субъективные отношения с Богом, и другой человек в его глазах приобретает сакральную ценность).

Типичный для данного человека уровень определяет эффективность деятельности специалиста-психолога.

В исследовании профессиональных представлений студентов-психологов А.И. Донцов и Г.М. Белокрылова показали, что основные элементы профессионально-психологической картины мира возникают в начальный период профессионального самоопределения личности и не претерпевают радикальных качественных изменений в процессе дальнейшей профессиональной социализации.

Изучение проблем адаптации начинающих психологов, проведенное О.Н. Родиной и П.Н. Прудковым, позволило выделить некоторый интегральный показатель, названный «уровнем профессионализации». Этот показатель включает в себя следующие составляющие: удовлетворенность профессией, опыт профессиональной деятельности в период обучения, наличие конкретных планов относительно будущей работы и представления о возможных трудностях в работе. Именно наличие этих факторов является предпосылкой эффективности будущего специалиста. Кроме того, будущими специалистами  большое внимание уделяется мотивации профессиональной деятельности. Результаты исследования доказывают, что профессиональное становление начинающих психологов определяется их особенностями мотивации к овладению профессией. Однако в ходе учебного процесса развитию мотивации уделяется мало внимания. Более того, авторы отмечают, что при обучении развивается лишь познавательная мотивация, а мотивация к профессии может даже редуцироваться. Следовательно, необходимо развивать мотивацию к профессии, и даже контролировать ее на протяжении всего процесса обучения.

Наиболее перспективным, на наш взгляд, подходом к становлению личности  профессионала является подход, рассматривающий процесс становления профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность – многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, развивается в ходе профессионального обучения в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии.

Профессиональная идентичность имеет разные источники формирования. Одним из источников является профессиональное образование, содержание которого определяют нормативные государственные документы об образовании. В этих случаях основными условиями становления профессиональной идентичности являются профессиональная осведомленность и личностные и средовые факторы и условия, влияющие на уровень образованности в конкретной предметной области. Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют субъективные ожидания и возможности социальных перспектив, а также признание субъекта окружающими в качестве профессионала, что способствует утверждению профессиональной идентичности. Существенное значение имеет профессиональная самопрезентация.

Понятие «профидентичность» целесообразно описывать через такие категории как профессия, профпригодность, профготовность, профессиональное самоопределение, образ профессии и себя в ней, профессиональный план, карьера, профессиональное самосознание, профессиональная ситуация, профессиональная общность, образ «Я». Кроме того, сущность профидентичности определяется через мотивационно-ценностный компонент личности профессионала.

По классификации Б.С. Братуся и И. Вачкова, профессиональное самосознание личности психолога отражается в прохождении следующих его уровней.

Регулятивно-прагматический. Характеризуется ситуационными аспектами самосознания, т.е. психолог привязан к ситуации, выполняя только служебную роль. Это дает возможность человеку лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение.

Эгоцентрический уровень. Исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность. Другие рассматриваются либо как факторы, способствующие самоактуализации («удобные для меня»), либо как препятствующие ей («плохие»), либо как индифферентные («не мешающие мне»). Такой психолог не может вырваться за пределы эгоцентрического уровня личностно-смысловой сферы.

Стереотипно-зависимый уровень самосознания. На нем жизнедеятельность человека определяется его близким окружением или людьми, которых он ставит выше себя. На этом уровне люди делятся на «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», лишенных ценности. Следствием этого становится потеря творческого начала и неизбежное возникновение зависимости от ценностной ориентации значимых других. А это, в свою очередь, тормозит процессы глубокой рефлексии и не способствует поиску конструктивных способов преодоления трудностей.

Субъективно-универсальный уровень. Это высшая ступень профессионального самосознания. Внутренняя устремленность человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям. Такой психолог строит систему отношений с людьми, основанную на принятии их как самоценности и подобное отношение складывается у него к себе, к своему труду. Развивает себя как личность и как профессионала.

В зависимости от достигнутого результата выделяются уровни профессионализма:

  • · репродуктивный – на данном уровне психолог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам;
  • · адаптивный, на котором психолог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело;
  • · локально-моделирующий – когда психолог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам;
  • · системно-моделирующий знания – когда психолог умеет моделировать деятельность, формирующую систему знаний.

Процесс становления профидентичности реализуется через механизмы отчуждения и идентификации. Профессиональная идентификация – это объективное и субъективное (т.е. данное в переживании) единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Тогда обратный процесс, связанный с объективным и субъективным отвержением этого единства и обособлением профессиональных характеристик личности есть профессиональное отчуждение. Процессы эти могут проходить осознанно с принятием ответственности (произвольно) и без принятия ответственности (вынужденно).

Произвольная идентификация как исполнительный механизм обретения профессиональной идентичности является основой становления профидентичности эффективного профессионала. Неуспешное прохождение этого этапа становления профидентичности является причиной трудностей, возникающих в профессиональной деятельности, ее неэффективности. В соответствии с таким пониманием механизмов становления профидентичности все перечисленные трудности профессионального развития (профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, неадекватный образ «Я» и др.) представляют собой следствие неуспешного прохождения стадий процесса обретения профидентичности, трансформацию нормальной профессиональной идентификации.

Таким образом, возникает необходимость совершенствовать в процессе обучения не только основные профессиональные навыки и умения индивида, но и закладывать основы мировоззрения, направлять развитие личности, формировать необходимые для профессионала личностные качества с целью его оптимального функционирования и адаптации. В силу того, что вопросы психологического сопровождения профессионального становления сегодня не включены в содержание образования, в реальной практике подготовки студентов-психологов процесс личностного и профессионального развития протекает стихийно, никак не контролируется и не направляется.

Выявив закономерности этого процесса, мы сможем целенаправленно помогать становлению личности профессионала, организовывать психолого-педагогическое сопровождение обучения, в частности, создавать систему индивидуальной и групповой психопрофилактики профессиональных деформаций личности и профессионального «выгорания» у практикующих клинических психологов.

 

Литература:

1. Алексеева А.В. Динамика профессионального самосозревания психолога-практика// Журнал практического психолога  №6 2002. с.29 – 39

2. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов: Автореферат дисс.…канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

3. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика// Московский психотерапевтический журнал. - №1 – 1993. с.3 – 11

4. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник Московского университета.– Серия 14. – Психология.– №2.– 2001. с.69 – 78

5. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»// Москва-Воронеж: изд-во Моск. Психолого-социального ин-та – 2002. 255 с.

6. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. – №-2. – 1999. с.42 – 49

7. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследования профессионального становления студентов – психологов // Вестник Московского ун-та – Серия 14. Психология – № 3 – 2003. с.69 – 71

8. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996. 400 с.

9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.– М.: Академический проект, 2000. 357 с.

10.  Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов //Вестник Московского университета.– Сер. 14. – Психология.– №1.– 2000. с.48 – 56

11.  Родина О.Н., Прудков П.Н. Предпосылки успеха в труде психолога//Вестник Московского университета. – Серия 14. – Психология. – №-4 – 2000. с.55 – 65

12.  Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. – М., 2002. 154 с.



 

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100