Мякушкин Д.Е. Основы теории организации.
Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Публикации Публикации партнеров Мякушкин Д.Е. Основы теории организации.

Поиск

Печать
 

 

Мякушкин Д.Е.

Основы теории организации

Методические рекомендации

 

Введение

Основы теории организации - дисциплина, опирающаяся на обобщение современного мирового опыта и отвечающая на целый ряд вопросов, касающихся целей существования организаций, принципов их построения, этапов развития и закономерностей изменения в процессе жизни и деятельности. Не понимая сущности организаций, не представляя закономерностей их функционирования невозможно  управлять этими сложными многоуровневыми образованиями, скрывающими в себе огромный потенциал. Без знания основ построения и особенностей процесса развития организаций вряд ли возможно планирование и эффективное осуществление  деятельности по управлению персоналом.

            Данная программа предназначена для студентов третьего года дневной формы обучения.

            В результате усвоения дисциплины «Основы теории организации» дипломированный специалист должен:

  • иметь представление о месте теории организации в системе научного и психологического знания;
  • знать основные теории формирования организации;
  • изучить особенности и закономерности жизнедеятельности организации;
  • получить представление об основных законах и принципах развития организаций.

 Самая общая цель курса: изучение основных подходов к  пониманию сущности организации, закономерностей ее развития и процессов,  в ней происходящих.


Связь курса с другими дисциплинами: экономические науки (рыночные отношения, экономическая стратегия, экономическая эффективность); юридические науки (законодательная регламентация, правила и нормативы,  ответственность, санкции); антропология (сравнительные нормы, этнические особенности); управление персоналом (субъекты и объекты управление, линейное и функциональное управление, кадровая политика, функции кадровой политики); психология управления (лидерство и руководство, мотивация, роли и власть, личность в организации, управленческое общение,);  социальная психология (групповые процессы, групповая динамика, поведение человека в организации, межгрупповое взаимодействие, адаптация и социализация, управление конфликтами), управленческое консультирование.

В настоящих методических рекомендациях приводятся планы семинарских занятий,  списки основной и дополнительной учебной литературы, а также   контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний.

 

Раздел 1. Сущность и структура организации.

Организация  представляет собой сложное целостное образование, характеризующееся целенаправленностью своего функционирования и развития и выступающее в качестве самоорганизующейся системы на всех этапах своего жизненного пути. В силу сложности  происходящих в организации процессов она неизбежно должна рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Сущность организации не может быть осмысленна только в рамках формальных структур, потоков информации и соотношения ее частей. Организация -   прежде  всего социальный институт, в котором наряду  с формальными элементами, ее составляющими, переплетаются интересы личности и группы, регламентированная технология и свободная творческая инициатива, ценностные установки отдельных сотрудников и жесткая необходимость выживать в условиях конкурентной среды.

Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, поэтому  если теория организации изучает макроуровень организационных отношений (организация в целом и ее составные части), то микроуровень в организации исследуется в рамках организационного поведения как научной дисциплины, сосредоточенной на межличностных и групповых отношениях. Наряду со структурным подходом, рассматривающим организацию как совокупность элементов, огромное значение имеет поведенческий подход, включающий в себя выявление динамики организаций и ставящий в центр внимания  отдельного работника с его системой отношений в организации, способностями, мотивацией и компетентностью. В связи с этим именно комплексное изучение различных точек зрения на сущность и структуру организации позволяет понять всю сложность и взаимовлияние происходящих в ней процессов.

 

Тема 1. Теория организации в системе наук.

  • 1. Определение организации.
  • 2. Подходы к трактовке термина «организация».
  • 3. Организация как предмет междисциплинарного изучения.
  • 4. Система наук об орга­низации. Сущность организации. Черты и свойства организации.
  • 5. Теория организа­ции и организационное поведение.
  • 6. Классификация организации.

Тема 2. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации.

  1. Теории формирования организации.
  2. Универсальные и ситуационные под­ходы к формированию организации.
  3. Классические теории организации.
  4. Бюрократическая теория организации.
  5. Теория административного поведения.
  6. Теория Глассиер.
  7. Теория ор­ганизационного потенциала.
  8. Современные направления теоретических разрабо­ток.

 

            Тема 3. Элементы организации.

  1. Организация как совокупность элементов.
  2. Цель организации. Миссия орга­низации.
  3. Организационная структура. Типы организационных структур, их пре­имущества и недостатки.
  4. Проектирование организационных структур. Требова­ния к организационной структуре.
  5. Технология. Типы совместной деятельности. Особенности персонала, действующего в разных типах взаимодействия.
  6. Финансы, функции финансов.
  7. Управле­ние в организации. Типы управления и управленческие формы.
  8. Персонал организации.
  9. Взаи­мосвязь и взаимовлияние элементов организации.

Литература  [ 3,С.7-45; 4,С.12-24; 6,С.8-35; 8,С.4-52; 10,С. 21-60; 12,С.15-21; 13,С. 6-55; 14,С. 24-73; 16,С. 18-46; 17,С. 25-41]

Контрольные вопросы:

  1. Какие определения организации Вы знаете?
  2. Опишите вклад различных наук в теорию организации.
  3. Какие основные черты и свойства организации Вы знаете?
  4. Какие основания лежат в основе классификации организаций?
  5. В чем состоит различие между универсальными и ситуационными теориями формирования организаций?
  6. Сформулируйте и опишите основные принципы научного управления организацией.
  7. Дайте описание основных принципов функционирования организации.
  8. В чем состоит сущность бюрократической теории организации?
  9. Каковы основные положения теории административного поведения?
  10. Дайте характеристику подсистем организации.
  11. В чем состоит сущность теории организационного потенциала?
  12. Перечислите основные элементы организации.
  13. Дайте характеристику основным типам организационных структур.
  14. Каковы основные этапы проектирования организационных структур?
  15. Дайте характеристику основным типам совместной деятельности персонала.
  16. Каковы основные характеристики типов управления?
  17. Дайте характеристику основным управленческим формам в организации

 

Раздел 2. Развитие организации.

Любая организация не может бесконечно долго оставаться в одном и том же состоянии и в своем развитии проходит несколько этапов. Неизбежно происходящие при этом  предсказуемые  изменения связанны с определенной последовательностью  переживаемых  организацией состояний  и  могут быть поняты через осмысление  закономерностей развития, отражающих  его  процессуальность  и стадийность

 Этапы, во время которых организация кардинальным образом изменяет присущие ей генеральные ценностные установки и ориентации, задачи,  особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения,  получили название  жизненных циклов. Этапы,  которые проживает организация в рамках однотипных управленческих задач в определенный период ее функционирования, называют стадиями развития. Каждой стадии развития соответствует специфическая стратегия развития и определенные требования к процессу управления.  Полный жизненный  цикл   содержит в себе ряд стадий развития и описывает процесс движения организации через этапы рождения, роста, зрелости и упадка

Особенности  происходящих в организации изменений на каждой стадии ее развития  раскрываются через анализ особенностей  организационной культуры  - интегральной характеристики организации,   в терминах которой описываются    нормы,  правила и принципы   коммуникации, отношений, деятельности и  управления.  Эти нормы, принципы и правила представляют собой обобщенную и разделяемую персоналом организации модель, формирующую определенные ожидания сотрудников от руководства и определяющую рамки допустимого трудового поведения и выполнения обязанностей в процессе трудовой деятельности. Характеристики организационной культуры включают в себя как  структурные, так и поведенческие измерения и соотносятся с жизненными циклами и стадиями развития организации.  Именно поэтому любая организация может быть подвергнута диагностике и детально описана на основе параметров, сформулированных в терминах жизненных циклов, стадий развития и организационной культуры предприятия.

           

Тема 1. Жизненные стадии и циклы развития организации.

  1. Стадии развития организации.
  2. Особенности целевой ориентации организа­ции на различных стадиях ее развития.
  3. Жизненные  циклы  организации.
  4. Типы цен­ностных установок организации в определенный период ее существования.
  5. Взаимосвязь жизненных циклов и стадий развития организации.

            Тема 2. Организационные культуры как объект управленческой                                      дея­тельности.

  1. Понятие организационной культуры.
  2. Подходы к определению и классифи­кации организационных культур.
  3.  Характеристики основных типов организаци­онных культур.
  4. Особенности взаимодействия персонала в разных типах организационных культур.
  5. Понятие корпоративной культуры.
  6. Диагностика организационной культуры предприятия.


Литература   [2,С.46-52; 3,С.44-67; 8,С.36-48; 11,С.248-265; 13,С. 57-73; 16,С.48-67; 17,С.56-112; 17,С. 55-83]

 

Контрольные вопросы:


  1. Каковы основные стадии развития организации?
  2. Дайте характеристику персонала на разных стадиях развития организации.
  3. Что такое жизненные циклы  организации?
  4. Каковы основные ценностные установки организации в различные периоды ее существования?
  5. Опишите взаимосвязь стадий и циклов развития организации.
  6. Дайте определение организационной культуры.
  7. Перечислите основные характеристики типов организационных культур.
  8. Перечислите особенности взаимодействия персонала в разных типах организационных культур.
  9. Какие методы диагностики организационной культуры Вы знаете?

Раздел 3. Организация как система. Законы функционирования организаций.

Основой теории организации является теория систем,  признаками которой обладает каждая организация независимо от ее размеров и типа деятельности.  С понятием системы связаны особенности подходов к анализу различных организационных образований. Каждая организация как  система включает в себя ряд организационных подсистем -  элементов, представляющих собой автономную область внутри данной системы.  При этом сама система не является простой суммой отдельных частей, поэтому ее необходимо  рассматривать как единство  элементов  с уникальными характеристиками внутренних отношений между ними.  

 Системный характер выступает в качестве необходимого условия деятельности любых организаций, которые  функционируют в строгом соответствии с определенными законами. Эти законы имеют свою внутреннюю структуру и распространяют свое влияние на все организационные подсистемы, формируя и поддерживая их взаимозависимость. Обусловленные действием объективных законов изменения, происходящие в одной из подсистем, неизбежно отразятся во всем пространстве организации, усиливая  ее,  или приводя к кризису.

 

 

Тема 1. Организация как система.

  • 1. Теория систем как основа теории организации.
  • 2. Определение системы. При­знаки системы. Свойства системы.
  • 3. Классификация систем.
  • 4. Организация как сис­тема.
  • 5. Подходы к анализу организационных образований.

 

Тема 2.Основопологающие законы  функционирования организаций.

  1.    Основополагающие законы организации.

  • 2. Закон синергии. Признаки дости­жения синергии в организации.
  • 3. Закон самосохранения.
  • 4. Закон развития. Формы и принципы развития.

Тема 3. Законы организации второго уровня.

1.   Законы организации второго уровня.

2.   Закон информированности-упорядоченности.

  • 3. Закон единства, анализа и синтеза.
  • 4. Закон композиции и про­порциональности.

Тема 4. Специфические законы социальной организации.

  • 1. Общее и особенное в социальных организациях.
  • 2. Человек в организации.
  • 3. Принципы оптимизации деятельности людей.
  • 4. Взаимосвязь законов ор­ганизации.

Литература  [2,С.98-124; 5,С.72-109; 13,216-342; 17,С.145-196]


Контрольные вопросы:

 

  • 1. Что включает в себя теория систем?
  • 2. Перечислите основные свойства системы?
  • 3. Опишите схему функционирования системы?
  • 4. Дайте основную характеристику технической подсистеме в организации?
  • 5. Что включает в себя социальная подсистема организации?
  • 6. Каковы возможные последствия нарушения целостности системы?
  1. Какие основополагающие законы организации вы знаете?
  2. Каковы признаки достижения синергии в организации?
  3. В чем  заключается сущность закона самосохранения?
  4. Каковы варианты реализации закона самосохранения?
  5. Каково содержание закона развития в организации?
  6. Перечислите основные принципы закона развития в  организации.
  7. Что такое законы организации второго уровня?
  8. Опишите основное содержание закона информированности-упорядоченности.
  9. Каковы основные принципы закона единства, анализа и синтеза?
  10. Каково основное содержание закона композиции и пропорциональности?
  11. Дайте характеристику основным вариантам реализации закона композиции и пропорциональности?
  12. Перечислите специфические законы социальной организации.
  13. Опишите взаимосвязь законов организации.

Рекомендации для подготовки к зачету

по курсу «Основы теории организации»

            Зачет по курсу «Основы теории организации»  проходит в форме собеседования. Студентам предлагаются вопросы или краткие описания ситуаций, на основании которых необходимо подготовить ответ в соответствии с заданием.

 

Источники, рекомендуемые для использования на практических занятиях и для самостоятельной работы.


Основная литература

  • 1. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
  • 2. Блейк Р., Маутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. - Киев, 1990.
  • 3. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т. 1-2. - М.: Экономика, 1989.
  • 4. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Нефть и газ, 1993.
  • 5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник - М.: Изд-во МГУ, 1995.
  • 6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Высшая школа, 1994.
  • 7. Грачев М.В. Суперкадры: управление и международные корпорации. - М.: Дело, 1993.
  • 8. Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи, 1995.
  • 9. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: Анализ и решения - М.: Экономика, 1988.
  • 10. Зотов В. В., Ленский Е.В. Задачи и организационные основы менеджмента. - М.: Корона-принт, 1996.
  • 11. Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации. // Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 1996.
  • 12. Мильнер Б.З., Евенко Л. И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1983.
  • 13. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 1999.
  • 14. Минаев Э.С., Агеева Н. Г., Байдюк И.Ф. Основы теории менеджмента: Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 1993.
  • 15. Организационные структуры управления производством/Под общ. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Экономика, 1983.
  • 16. Радченко Я.В. Теория организации. - М.: Изд-во ГАУ, 1998.
  • 17. Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М.: Аудит, 1998.
  • 18. Управление персоналом. Учебник для вузов/ Под ред.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Дополнительная литература

1. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. - Киев, 1990.

2. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент: Учеб. пособие. -М.: Нефть и газ, 1993.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада, 1996.

4. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

5. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М., 1989.

6. Глущенко В.В. Менеджмент: Системные основы. - Железнодорожный (Моск.обл.): Кры­лья, 1996.

7. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. - М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993.

8. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984.

9. Зайцева О.А., Радугин А.А. и др. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997.

10. Кравченко А.И. Трудовые организации: Структура, функции, поведение. - М.: Наука, 1991.

11. Красов В.Ю., Зволев П.Н. Технология «Прорыв» или как управлять организационным раз­витием предприятия. // Консультант директора, 1996, № 5.

12. Кричевский Р.Л. Элементы психологии менеджмента в современной работе. - М.: Дело, 1992. Н. Лагоша Б.А. Методы и модели совершенствования организационных структур.- М.,1998.

13. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психоло­гия: Современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). - М.: Ра­дикс, 1995.

14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

15. Менар К. Экономика организаций / Пер. с франц. - М.: ИНФРА-М, 1996.

16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

17. Мильнер Б.З. Уроки бюрократической системы управления. - Вопросы эконо­мики, 1999,№ 1.

18. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. / Науч. ред. Б.З Мильнер и И.С. Олейник. - М.: Экономика, 1984.

19. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1995.

20. США. Организационные проблемы управления / Под общ. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Мысль, 1976.


 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100